«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Реиндустриализация стран ЕАЭС – путь к решению проблем в экономике и социальной сфере

19 Дек 2017

19 декабря 2017 г. в Новосибирске прошла Международная экспертная площадка «Интеграционные процессы в ЕАЭС: итоги 2017 года», организованная СИУ – филиалом РАНХиГС при Президенте РФ, Экспертным клубом «Сибирь-Евразия» и Новосибирским отделением Российской ассоциации политической науки. Своими соображениями о том, к чему страны ЕАЭС пришли к концу 2017 г. и над чем им предстоит работать, поделился профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук Кемеровского государственного университета, приглашенный исследователь East China Normal University Сергей Владимирович Бирюков.

Сергей Владимирович, почему именно сейчас возникли разговоры о реиндустриализации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС)? Насколько эта тема актуальна в эпоху «диджитал-» и других новых технологий?

– Реиндустриализация стоит сегодня в повестке дня многих постсоветских государств потому, что отказ от нее означает фактически отказ от модернизации социально-экономической системы, неизбежность масштабной социальной деградации, рост изоляционизма и трайбализма, высокий уровень социального напряжения. Безусловно, социалистическая модель экстенсивной индустриализации за счет ресурсов государства и под его контролем сегодня нереализуема. Поэтому предложения о реиндустриализации целых стран и регионов за счет России выглядят утопичными и практически нереализуемыми. На мой взгляд, речь вместо этого должна идти о соединении сил и ресурсов государств, входящих в интеграционные объединения (например, ЕАЭС) с целью продвижения проектов в духе «новой индустриализации». При этом основа процесса реиндустриализации должна иметь свой фундамент в экономиках конкретных стран, и качество этого процесса в значительной степени зависит от продуманности и согласованности усилий власти, бизнеса и обществ.

Но говоря об этой «новой индустриализации» необходимо понимать условия, в которых она будет проходить, как перспективы, так и риски…

– В числе факторов, способствующих реиндустриализации, следует, прежде всего, выделить наличие политической воли у государственного руководства. Обязательны и ресурсы – как правило, сырьевая рента – для обеспечения реиндустриализации. Необходимо наличие технологического либо производственного потенциала. В числе плюсов будет и наличие у руководства страны продуманной стратегии и конкретного плана реиндустриализации, а также промышленной и структурной политики. Все это невозможно без квалифицированных кадров для промышленности и сохранившихся трудовых коллективов. Ну и, конечно же, для успеха реиндустрилизации нужны рынки сбыта производимой продукции.

Возможности для осуществления реиндустриализации различаются в разных странах ЕАЭС. Все страны Союза в разной степени, но, так или иначе, нуждаются в этом процессе, полностью либо частично.

Например, в России существует потенциал индустрии и оборонно-промышленный комплекс, сырьевая рента (пусть уменьшившаяся в размере), кадровый потенциал в промышленности – но отсутствуют стратегия и запрос на качественную и глубокую реиндустриализацию. Деиндустриализация советской по своему происхождению промышленности завершилась, что явно наблюдается сегодня в большинстве регионов. В ситуации экономического кризиса и наложенных странами Запада санкций России лишь отчасти удалось осуществить эффективное импортозамещение (последнее получилось в пищевой промышленности), но не удалось в производстве машин и оборудования. Причина в том, что в отличие от импортозамещения в условиях кризиса осени 1998 г. импортозамещение наших дней не может уже опираться на производственные мощности, унаследованные от советского периода.  Одновременно с этим доступ к финансовым ресурсам и технологиям стран Запада для России сегодня ограничен, что побуждает нашу страну искать их новые источники по другим направлениям.

В Казахстане существуют масштабные экспортно-сырьевые ресурсы и возможность для извлечения сырьевой ренты, продуманная индустриально-инновационная стратегия (в рамках реализованной «Стратегии-2020» и идущей сейчас «Стратегии-2050») – но существует потребность в расширении рынка сбыта производимой промышленной продукции. Данная проблема, как представляется, может быть решена в рамках процесса евразийской экономической интеграции и создания единого экономического пространства.

В свою очередь, Беларусь избежала благодаря политике государства масштабной деиндустриализации в 1990-е годы, сохранила производственные мощности, кадры и коллективы. Главная перспективная задача Беларуси – технологическое обновление белорусской промышленности для повышения общей конкурентоспособности национальной экономики, а также для нахождения ею новых возможностей в рамках единых евразийского экономического пространства и рынка.

Армения, тяжело переживающая последствия Карабахского конфликта и находящаяся в весьма сложной геополитической и геоэкономической ситуации, все же сумела частично сохранить промышленный потенциал, сформированный в советский период. Для полномасштабной реиндустриализации у республики объективно отсутствуют необходимые ресурсы. В то же время, участие в развитии общеевразийского рынка и кооперационных программах ЕАЭС позволяет рассчитывать на успешное решение проблем структурной перестройки экономики в обозримом будущем.

Кыргызстан также не имеет ни рентных ресурсов, ни технологической и кадровой базы для реиндустриализации, делая ставку на восстановление промышленности за счет российских инвестиций в свою экономику. Поскольку конкретный план промышленного развития сегодня отсутствует, рассчитывать на масштабные российские инвестиции в восстановление и обновление индустриального потенциала республики (как это имеет место в сырьевом и энергетическом секторах) пока не приходится. Решение проблемы видится в согласованной работе правительств и бизнес-сообществ двух стран, связанной с уточнением конкретных планов и общей стратегии социально-экономического развития.

Возникает неизбежный вопрос, какая именно реиндустриализация нужна странам ЕАЭС, если прежний советский подход сейчас представляется малоперспективным?

– Реиндустриализация в любом случае представляется одним из ключевых направлений социально-экономического развития стран ЕАЭС. Речь должна идти не о воссоздании тяжеловесной и устарелой производственной структуры, а о создании системы современных высокотехнологичных производств, продукция которых будет востребована не только на общеевразийском, но и на мировом рынках. Расшивка «узких» мест в социальной сфере постсоветских государств также не представляется возможной без стимулирования промышленного развития на качественно новой технологической основе.  Решение задач, связанных с общей целью реиндустриализации, в конечном итоге потребует нового уровня координации и формирования экономической политики стран-членов ЕАЭС.

Экспертное мнение

Кочелаева Лариса, председатель Комитета по ВЭД Саратовского регионального отделения Общероссийской организации «Деловая Россия»
Келимбетов Кайрат, управляющий директор Международного финансового центра «Астана» (Казахстан)
Келимбетов Кайрат, управляющий директор Международного финансового центра «Астана» (Казахстан)