«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

О двудипломных проектах и российско-казахстанском диалоге высших школ

27 Мар 2018

Какие процессы характерны для диалога России и Казахстана в сфере образования? На какие актуальные проблемы взаимодействия российской и казахстанской высших школ следует обратить внимание в первую очередь, и какие способы их решения являются наиболее перспективными? На эти вопросы Центру геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия) отвечает доктор PhD, зав. кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, доцент А. Н. Оспанова (г. Астана, Казахстан).

– Айгерим Нуралиевна, накануне Вашей встречи со студентами вузов Республики Башкортостан нам хотелось бы подробнее узнать о тенденциях во взаимодействии высших школ России и Казахстана. Какие основные особенности сотрудничества наших стран Вы можете выделить?

– Наши страны в социокультурном плане представляют собой фактически единое пространство и, несмотря на существование разделяющих границ, общность культурных, духовных и даже цивилизационных оснований развития общества сохраняется и по сей день. Более того, взаимоотношения с Россией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики.

Сама же история взаимоотношений России и Казахстана как дружественных суверенных государств началась в 1992 г. Эта связь выдержала испытание временем и на современном этапе служит ярким примером стратегического партнерства. За этот период создана проч­ная нормативно-правовая база, охватывающая практически все области сотрудничества двух государств.

В свою очередь, в сфере образования Казахстан и Россия ведут активное сотрудничество, как в рамках интеграционных объединений (в условиях взаимодействия СНГ и ШОС уже подписан ряд документов в области интеграции образования, рассматриваются возможности унификации национальных классификаторов и перечней специальностей, разрабатываются механизмы сближения присваиваемых квалификаций и т. д.), так и в рамках межвузовских соглашений.

– Какие пути развития Вы считаете наиболее перспективными в деле развития российско-казахстанского сотрудничества в образовательной сфере? 

– На мой взгляд, сотрудничество можно развивать через следующие проекты:

  1. Академическая мобильность.
  2. Двудипломные проекты.
  3. Научные стажировки.
  4. Совместные научные проекты.

Особую роль следует уделить сотрудничеству посредством развития двудипломных программ.

Преимущества получения образования по такой схеме совершенно очевидны: за тот же период обучения обучающийся приобретает 2 диплома, имеющих законный статус в двух странах. Несомненно, что такой подход способствует межгосударственным интеграционным процессам, расширяет возможности трудоустройства выпускника, повышает его мобильность и т. д.

Но обеспечивается ли при этом повышение качества образования? Думается, что в каждом конкретном случае это зависит от многих обстоятельств: условий обучения в вузах-партнерах, качества профессорско-преподавательского состава, взвешенного и скрупулезного подхода к определению содержания образования, уровня мотивации и подготовленности обучающихся и т. д.

– Есть ли какие-то трудности на пути углубления взаимодействия высших школ России и Казахстана, в частности, в рамках двудипломного образования?

– 1. Законодательные нормы в сфере образовании у каждой страны свои, причем в некоторых пунктах нормативы расходятся достаточно существенно.

Например, сравнивая системы образования России и Казахстана, можно отметить следующие особенности:

  • в Казахстане трехуровневая система подготовки кадров – бакалавриат – магистратура – докторантура (PhD), но нет подготовки специалистов;
  • магистратура в Казахстане относится к уровню послевузовского образования, а в России это уровень высшего образования;
  • в Казахстане в отличие от России отменена подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре и т. д.

Вследствие этого, на практике порой нелегко находить возможности для согласования и реализации двудипломных образовательных программ, оставаясь в правовом поле обеих стран, или подобные программы начинают терять свою привлекательность.

2. Проблема трудоустройства будущих выпускников.

В государствах реализующих двудипломное образование, не продуман процесс трудоустройства выпускников. Государство, как правило, тратит на подготовку высококвалифицированных кадров огромные финансовые средства и вправе рассчитывать на их компенсацию.

И отсюда вытекает следующая проблема: выпускник вуза, синхронно получая легитимные дипломы двух стран, вправе сам выбирать страну для трудоустройства и последующей работы.

С одной стороны это хорошо, так как повышается мобильность выпускника, к которой мы так стремимся, расширяются возможности трудоустройства, обеспечивается реализация прав человека на выбор места жительства и т. д. Но, не предоставляя выпускнику работу, мы уже теряем потенциального специалиста, которого сами же и выучили.

И если двудипломное образование станет обычной массовой практикой, это может вылиться в серьезную социальную и экономическую проблему.

– В таком случае, что необходимо сделать, дабы нивелировать вышеозначенные угрозы? Какие сценарии следует реализовывать в первую очередь?

– Учитывая особенности законодательных баз Казахстана и России, реально существуют и вполне успешно функционируют или же могут иметь развитие следующие двудипломные образовательные траектории на базе бакалавриата:

· специалитет в российском вузе (срок обучения 5 лет) и профильная магистратура (срок обучения 1 год + 4 года бакалавриат) в казахстанском вузе;

· докторантура с присвоением академической степени доктор философии в казахстанском вузе (срок обучения 3 года) и аспирантура в российском вузе (срок обучения тоже 3 года);

· научно-педагогическая магистратура в вузах Казахстана (срок обучения 2 года) и аспирантура в российских вузах и др.

Понятно, что межгосударственное сотрудничество в сфере образования и стремление вузов-партнеров к взаимодействию будет взаимовыгодным лишь при условии гарантии качества образования.

Громадные перспективы двудипломного образования видятся в объединении образовательных проектов вузов нескольких стран постсоветского пространства по повышению квалификации профессорско- преподавательского состава с выдачей взаимопризнаваемых дипломов, сертификатов, удостоверений.

И, конечно же, совершенно необозримые возможности двудипломного образования на всех уровнях видятся в использовании средств и технологий дистанционного образования, преимущества которого в условиях все большей информатизации общества и системы образования невозможно оспорить.

– Спасибо за выделенное время, Айгерим Нуралиевна!

Геополитический центр «Берлек-Единство»

Экспертное мнение