«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Эксперт: Саратовская область имеет основания претендовать на ведущую роль в российско-иранских проектах

19 Фев 2018

Саратов уверенно занимает лидерские позиции в налаживании межрегионального взаимодействия с Исламской Республикой Иран под эгидой Евразийского экономического союза. Конкретные инфраструктурные проекты в векторе «Поволжье – Иран» были рассмотрены недавно в Торгово-промышленной палате Саратовской области, где состоялось экспертное заседание по вопросам организации двустороннего взаимодействия. Итоги встречи прокомментировал председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук.

– Григорий Павлович, чем обусловлен интерес к стране, которая не является членом ЕАЭС и пока не имеет соглашений о сотрудничестве с интеграционным объединением?

– Действительно, Иран не входит в ЕАЭС, но буквально на днях президент страны Хасан Роухани по итогам состоявшихся 7 февраля переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным заявил о необходимости ускорить подписание соглашения с ЕАЭС.

Таким образом, участники мероприятия в Саратове – российские и иранские эксперты, представители политической элиты и бизнеса, а также интеграционные общественные организации – стали первыми, кто провел в России совещание по конкретным параметрам такого сотрудничества. Тем более что у ЕАЭС уже есть соответствующий опыт – Зона свободной торговли с Вьетнамом.

Иран может выбрать любой из подходящих форматов для движения в сторону евразийской интеграции. И не только он: в ходе дискуссии звучали интересные предложения со стороны представителей Азербайджана, который пока тоже не входит в ЕАЭС.

– Почему местом проведения был выбран именно Саратов?

– Саратов – не просто один из узнаваемых областных центров Российской Федерации. Область находится фактически посередине Поволжья, а от этого места, что называется, рукой подать до Урала, Западного Казахстана, Каспийского моря. Кстати, и Иран находится относительно недалеко отсюда, на противоположном берегу Каспия. Такая дислокация, плюс наличие удобных транспортных маршрутов и инфраструктуры, дает Саратовской области основания претендовать на ведущую роль в российско-иранских проектах как ключевом факторе евразийской внутриконтинентальной торговли.

– В чем состоит, по вашему мнению, специфика работы с Ираном?

– И Саратовская область, и Иран, его провинции имеют очень выгодное географическое положение, включая прямое соседство с Арменией и Азербайджаном. Однако из-за давления Запада с его политикой санкций Иран не пока еще не в полной мере реализует свой экспортно-импортный потенциал на евразийском направлении, хотя активизация такой деятельности объективно существует.

Тем не менее, движение в этом векторе уже началось, о чем Тегеран подает серьезный сигнал.

Естественно, не только Иран испытывает трудности в торговле с Западом, санкционному давлению подвергается и Россия. Но это лишь в большей степени мотивирует обе страны развивать сотрудничество во всех сферах, прежде всего – в экономической, культурно-гуманитарной, туристической и т. д. Причем именно на уровне регионов такое сотрудничество активизировать проще всего.

– Существуют ли какие-то конкретные проекты, одобренные к реализации обеими сторонами?

– Конечно, ведь в нашем мероприятии участвовали деловые люди. Мы предметно обсудили многие направления сотрудничества и некоторые конкретные проекты. Например, проект создания полной российско-иранской логистической цепи формата «река-море» по маршруту «Волга-Каспий» и далее – на Иран. Здесь важно отметить, что часть планов по созданию саратовского транспортного узла уже реализована на практике.

Само собой, без связи с федеральным центром эта работа не может быть проведена, но все необходимые согласования и поддержка имеются.

Кстати, не только Саратов, но и соседние поволжские регионы уже готовятся к такой перспективе и начинают закупать необходимые суда для транспортировки грузов с Поволжья до Среднего Востока и обратно. Согласованная работа в этом направлении ведется как на уровне государственных, так и частных структур.

– На заседании в контексте обсуждения экспортных возможностей региона акцент был сделан на зерновых культурах. Каковы позиции Саратовской области по этой экспортной статье?

– В дореволюционной истории Саратов был одним из самых мощных купеческих и перевалочных пунктов. И сегодня выбор региона для создания транспортного хаба вполне логичен и очевиден. Что касается зерна, то Саратовская область уже много лет находится в топе рейтингов, пропуская на первое место только главную, как говорится, житницу – Кубань.

Волга впадает в Каспийское море, поэтому создание «сухого порта» в Саратове по всем показателям выглядит оптимальным.

На таком российско-иранском маршруте максимально упростятся юридические и таможенные процедуры, которые до недавнего времени сдерживали взаимные торгово-экономические связи. То есть можно сказать, что санкционная политика США сняла многие технические моменты.

В качестве позитивного эффекта ожидается снижение цен на товары, прежде всего – на сельскохозяйственную продукцию. Не говоря уже о том, что российско-иранский «поволжский» маршрут проляжет через абсолютно спокойные в политическом отношении территории, что сегодня немаловажно.

– Не станет ли этот маршрут фактором обострения конкуренции между такими важными партнерами России как Турция и Азербайджан?

– Как раз наоборот. В этом спокойном «тылу» и Турция, и Азербайджан начнут адекватно взвешивать свои преимущества в выборе возможного собственного формата участия в евразийских интеграционных процессах. В этом случае может возникнуть масштабная инфраструктура евразийской внутриконтинентальной торговли с учетом уже осуществленной работы в рамках сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В противном случае Азербайджан может потерять существенный процент от посреднических транспортных услуг по доставке российских зерновых в Иран.

Но здесь нам всем в помощь и другая часть интеграционной инфраструктуры – проект «Север-Юг», который по определению задает совместное участие Ирана и Азербайджана в крупных континентальных проектах. И в этом контексте Турции надо уже сейчас тщательно анализировать ситуацию (да и Азербайджану как ее главному союзнику), поскольку членство в НАТО не помешает Вашингтону поставить под санкции и Анкару. Мы видим, как просто это зачастую происходит.

Пока у всех есть хороший запас по времени, который, тем не менее, нельзя упустить. Таких «льготных» периодов больше может не быть.

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Экспертное мнение