«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Центральная Азия: оптимистический прогноз реалистичен

09 Дек 2016

В Москве 9 декабря 2016 г. состоялось очередное экспертное заседание Российско-казахстанского IQ-Клуба на тему «Центральная Азия: итоги 25-летнего пути и сценарии развития региона».  Особенностью нынешней встречи российских и казахстанских экспертов стал ее необычный формат – впервые обмен мнениями происходил в режиме брейншторминга. Такая форма организации дискуссии, по признанию ее участников, видится весьма продуктивной в выработке коллективных подходов к решению актуальных региональных проблем.

Организаторами мероприятия, которое прошло на площадке Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшей школы экономики, выступили этот факультет, кафедра истории стран Ближнего зарубежья исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Аналитический центр Библиотеки Первого Президента Казахстана – Лидера Нации, Политологический центр «Север-Юг» и Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье».

Преамбулой к «мозговому штурму» стал доклад заместителя директора Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Тимура Шаймергенова.

– В настоящее время Назарбаев-центр во взаимодействии с зарубежными «мозговыми центрами» проводит фундаментальные исследования, которые будут сформулированы в аналитическом докладе «Центральная Азия 2026: меняющийся стратегический ландшафт. Вероятные сценарии на 10 лет вперед», – сообщил Т. Шаймергенов, предложив вниманию аудитории в качестве введения в тему некоторые выкладки из готовящегося доклада.

В них нашли отражение динамика развития региона Центральной Азии за 25 лет, текущая ситуация, а также прогнозы на будущее.

В презентации отмечалось, что все государства региона характеризуются сырьевой направленностью экономики. При этом в уровне их благосостояния имеет место серьезная диспропорция. Так, например, ВВП Казахстана (224,4 млрд. долларов) в 24 раза превышает ВВП Таджикистана (9,3 млрд. долларов). Существенно различаются и модели торгово-экономических связей отдельных государств, при том, что уровень их взаимной торговли крайне низок.

В социально-политической сфере актуальным вопросом для ряда государств выступает проблема политического транзита, который в разных странах, опять же, осуществляется по-разному.

Также для региона характерна разница в степени вовлеченности тех или иных государств в интеграционные процессы, неоднородна и неоднозначна демографическая картина и картина миграции. К слову, по прогнозам экспертов, в ближайшие 10 лет население Центральной Азии увеличится с 65 млн. до 85 млн. человек.

На констатирующем фоне особый интерес представляют данные опроса Назарбаев-центра относительно перспектив развития региона.

Так, на вопрос, какие ожидания вы испытываете относительно будущего вашей страны в интервале 10 лет, оптимистичные ожидания высказали 40 % респондентов, пессимистичные – 31,1 %, неопределенные – 28,9 %.

Это совокупный итог.

В страновом разрезе самыми оптимистичными в ожиданиях светлого будущего оказались респонденты Туркменистана (50 %) и Узбекистана (47,1 %). Самый высокий уровень неопределенности у респондентов Казахстана (34,7%) при практически адекватном уровне их оптимистических ожиданий (36,7 %).

По результатам опроса выявлены и 3 главных фактора, по которым негативные и неопределенные ожидания в совокупности превосходят позитивные:  экономические проблемы (ухудшение экономической ситуации / низкий уровень развития экономики / отсутствие структурных изменений в экономике /  стагнация и падение экономики / сырьевая ориентированность / провал экономической политики и т. д.), смена властных и управленческих элит (транзит власти), коррупция.

Похожая картина сложилась и в ответе на вопрос относительно будущего всей Центральной Азии: в этом разделе оптимистичные ожидания высказали 41,2 % респондентов, пессимистичные – 34,4 %, неопределенные – 24,4 %.

В страновом разрезе самыми оптимистичными оказались представители Таджикистана (66,6 %), а самыми пессимистичными – представители Казахстана: самый низкий индекс позитивных ожиданий (14,3 %) при самом высоком уровне неопределенности (55,1 %).

Комментируя возможные изменения конфигурации взаимоотношений между государствами региона, 28,9 % респондентов высказались за то, что в них сохранится статус-кво. 17,8 % считают, что в ближайшие 10 лет усилится межгосударственная кооперация для решения совместных задач. Серьезное обострение отношений между одними государствами при нейтральной позиции других не исключают 15 % респондентов, 10 % ожидают улучшения характера и форм взаимоотношений на многосторонней и двусторонней основе, столько же прогнозируют разделение стран региона по дистанцирующимся друг от друга группам с участием третьих стран.

Среди вероятных рисков, с которыми может столкнуться Центральная Азия через 10 лет, самый популярный прогноз – повсеместное проявление социальной напряженности (37,8 %). Второй массовый риск – экономический упадок вследствие неблагоприятной кризисной ситуации в мировой экономике.

Существенными рисками считают респонденты возможность пограничных конфликтов между отдельными странами региона (32,2 %), а также экспорт терроризма в Центральную Азию из горячих точек Ближнего Востока (30 %), масштабные проявления терроризма и экстремизма (26,6 %), неконтролируемую миграцию (21,1 %), рост трансграничной преступности (15,6 %), экспансионистские действия со стороны других стран (15,6 %), проявления сепаратизма в отдельных странах (12,2 %), проявления межнациональной напряженности (12,2 %) и иные факторы.

В практической части заседания его участникам предстояло на основе приведенных данных и базовых критериев, предложенных организаторами, сформулировать свои варианты развития Центральной Азии, в зависимости от «ориентации» команд.

Первыми продукт интеллектуального творчества представили «пессимисты». Спикер группы – руководитель Евразийского аналитического клуба (Москва) Никита Мендкович, предваряя презентацию, отметил, что в разработке «негативного» сценария ставка была сделана на вызовы безопасности, которые создают серьезные риски дестабилизации обстановки в трех южных республиках региона.

В этом контексте ситуация в Афганистане видится наиболее проблемной. По мнению группы «пессимистов», в ИРА неизбежно поражение центрального правительства и усиление позиций движения Талибан. При этом не исключается и перенос активности боевиков ИГИЛ (запрещенная в России международная террористическая организация) на территорию Афганистана, экспорт терроризма в Таджикистан и Туркменистан, увеличение наркотрафика через территорию Центральной Азии, а также возникновение неконтролируемых потоков беженцев.

– Напомню, в период активизации гражданской войны на севере Афганистана в конце 90-х первую волну беженцев регион уже пережил. С учетом демографических изменений, если сейчас все пойдет плохо, очередная волна может быть более мощной, – отметил Н. Мендкович.

В качестве реального внешнего риска группой «пессимистов» выделен также конфликт в Сирии, вернее, влияние его террористического аспекта. По их мнению, независимо от того, насколько успешно будет осуществлена операция по ликвидации ИГИЛ, регион, рано или поздно, столкнется с проблемой возвращения боевиков – выходцев из Центральной Азии в родные государства.

– Это будет ощутимый процесс пропаганды терроризма, поскольку сирийский конфликт дал возможность сформироваться новым террористическим кластерам, они осознали себя как политическая сила, – отметил Н. Мендкович.

В качестве иных рисков региону в «негативном» сценарии выделены процессы политического транзита, которые происходят и будут происходить в ряде государств региона, обострение социально-экономической ситуации в Таджикистане на фоне сокращения емкости рынка труда в России и возвращения трудовых мигрантов на родину.

Особое внимание было уделено вопросам радикализации общества, возможным конфликтам на межрелигиозной и межнациональной почве, проявлениям клановых войн и противостояний политических элит. В связи с этим отмечена, в частности, возможность менее спокойной передачи власти в Казахстане, нежели это было в Узбекистане.

Также в негативном сценарии отмечен ряд пробелов в сфере обеспечения коллективной безопасности – ограниченность обязательств по отношению к странам Центральной Азии по линии ОДКБ и ШОС, разница позиций стран-участниц, низкая скорость принятия решений в случае возникновения какого-либо реального масштабного кризиса, отсутствие методов противодействия неконвенционным угрозам.

Что касается евразийской интеграции, то, по мнению группы «пессимистов», низкая эффективность интеграционных проектов, разница экономических интересов стран-членов ЕАЭС, торговые войны между ними и низкая инвестиционная привлекательность региона могут привести к «заморозке» проекта.

Помимо этого отмечены также факторы внешнего воздействия  – сохранение агрессивной политики США в регионе и возможности провоцирования цветных революций по примеру того, как это происходило в 2010 г. в Ферганском кластере. Не исключают «пессимисты» и конфликтов с Китаем, прежде всего на почве ксенофобии, а также по причине конкурирования проектов Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС.

Высказанные тезисы «нейтрализовала» команда «реалистов». Ее лидер – научный сотрудник Службы геополитики и региональных исследований Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Осман Досов, представляя коллегиальную позицию, отметил фактор продолжения «Большой игры» в регионе, в частности, таких влиятельных акторов, как Россия, Китая и США.

– Эта «игра»,  безусловно, продолжится в предстоящие 10 лет, однако говорить о том, что кто-то будет в ней доминировать, не приходится. Другой вопрос – проблема беженцев. Ее уже пытаются навязать представители ЕС региону за посулы серьезной экономической помощи. В частности, были озвучены инициативы размещения на территории Казахстана и Кыргызстана лагерей беженцев из Сирии, но правительства этих государств продемонстрировали твердую позицию, – сказал О. Досов.

Он также добавил, что его команда дала низкий балл вероятности переноса «афганской проблемы» на территорию Центральной Азии, несмотря на то, что нестабильная ситуация в ИРА сохраняется десятилетиями, если не сказать веками, и эксперты постоянно «грозят» ее ухудшением.

– Но мы не видим предпосылок дестабилизации обстановки в Центральной Азии из-за афганских проблем. Талибан – достаточно мощная сила, которая не даст возможности ИГИЛ перейти к таким позициям, как это было в Сирии. Здесь видится перспективным участие российской стороны в переговорах с представителями Талибан, чтобы воспользоваться их мощью и нейтрализовать процессы активизации боевиков ИГИЛ в самом Афганистане, – отметил О. Досов.

Также «реалисты» подчеркнули на примере Узбекистана, что транзит власти может осуществляться легитимным путем, а политические элиты в экстремальной ситуации вполне способны достичь консенсуса.

Позиция «реалистов» получила закономерное развитие в сценарии «оптимистов», заявивших о том, что в течение ближайших 10 лет обеспечивать стабильность в Центральной Азии и устойчивое развитие региона будут 2 главных фактора: российская помощь в сфере безопасности и китайская экономическая помощь.

Представляя отчет команды, ее капитан – исполнительный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Рекеда выразил уверенность в том, что соперничество в регионе акторов извне будет минимальным. Это обусловлено снижением интереса США к региону и тем, что основная конкуренция между КНР и США будет складываться в Юго-Восточной Азии. Российско-китайское соперничество тоже маловероятно, поскольку российское влияние выражено, прежде всего, в сфере безопасности, а китайское – в сфере экономики. Это влияние осуществляется в разных плоскостях, не пересекаясь друг с другом.

По вопросу экспорта нестабильности из Афганистана «оптимисты» поддержали тезис о том, что ИГИЛ не сможет глубоко проникнуть в Афганистан в силу противодействия со стороны Талибана. К тому же, зона интересов ИГИЛ, скорее всего, может ограничиться Персидским заливом.

Поддержка позиции «реалистов» была высказана и по вопросу транзита власти.

– Можно говорить с достаточно большой долей вероятности о сохранении стабильности, поскольку в Узбекистане самый сложный и противоречивый этап транзита власти уже завершен, а в Казахстане мы имеем эффективно выстроенные государственные институты и четкую стратегию развития, подкрепленную массой документов, которыми будут руководствоваться будущие руководители, – сказал С. Рекеда.

Отметив, что вероятность дестабилизации обстановки потенциально выше в Кыргызстане и Таджикистане, он подчеркнул, что сохранению стабильности в этих странах будет способствовать такие факторы, как членство в ЕАЭС и в ОДКБ.

– Те задачи, которые были поставлены в рамках стратегического развития ОДКБ в 2016 г., сохраняться не только на бумаге, они будут реализованы, и Организация превратится в полноценный военно-оборонительный союз, который будет эффективно использовать свои ресурсы и выполнять заявленные функции – содействовать стабилизации внутри региона. А Китай будет и дальше разворачиваться в сторону финансирования экономических проектов, содействуя развитию региона по позитивному сценарию.

Что касается евразийской интеграции, то все противоречия, которые в настоящий момент существуют, удастся сгладить и обеспечить реально 4 свободы в ближайшие 5 лет. Этому  будет способствовать принятие нового Таможенного кодекса и введение финансовых инструментов развития бизнеса, что позволит стимулировать внутреннее развитие стран региона… – резюмировал лидер «оптимистов».

В целом итоги работы команд продемонстрировали реалистичный подход экспертов к оценке существующих и потенциальных рисков в регионе Центральной Азии.

Результаты коллективного интеллектуального творчества будут проанализированы и обобщены в тематических исследованиях.

Также на их основе будет формироваться повестка дня следующих заседаний Российско-казахстанского IQ-Клуба.

При реализации проекта используются средства господдержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Экспертное мнение