«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Бахтиёр Эргашев: для улучшения двусторонних отношений пора ломать шаблоны

30 Мар 2018

Развитие двусторонних экономических связей России и Узбекистана может обрести новые стимулы и направления. В этом убеждён Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (г. Ташкент, Узбекистан). В рамках Международной экспертной площадки «Россия и Узбекистан: новые возможности экономического и гуманитарного сотрудничества» он поделился своим видением дальнейших взаимовыгодных контактов.

Смена модели экономического роста

– Бахтиёр Исмаилович, как можно в целом охарактеризовать экономическое развитие Узбекистана

– Узбекистан вступает в новую эпоху: ключевое направление в программе реформ Президента страны Шавката Мирзиёева –  обеспечение перехода от импортозамещающей к экспортоориентированной модели экономики. Предусматривается опора на активную промышленную политику, индустриализация страны, словом, завершение перехода от аграрно-индустриального к индустриальному укладу, начатому на предыдущем этапе постсоветского развития Узбекистана.

В переходный период экономическая политика Правительства Узбекистана была политикой импортозамещения с особым упором на серьезную поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие собственных производств, прежде всего, прорывных – например, на автомобилестроение. Основными инструментами этой политики были жесткий протекционистский таможенно-тарифный режим с сильными элементами нетаможенного регулирования, а также валютная политика, опиравшаяся на завышенный официальный курс национальной валюты по отношению к доллару. Все это было направлено на поддержку отечественных производителей, имевших доступ к конвертации валюты по официальному курсу. И этот же курс был направлен на снижение импорта товаров народного потребления. В результате были построены десятки предприятий, сформированы новые отрасли с серьезным потенциалом развития.

Кроме вышеперечисленного, можно отметить что, Узбекистан, накопив опыт использования режимов свободных экономических зон, в 2017 г.  перешел к широкому использованию этого эффективного экономического инструмента в более широких масштабах (сегодня в стране работают 14 СЭЗ, из них 7 фармацевтических).

Новым инструментом стимулирования развития промышленных производств и привлечения инвестиций стало создание малых промышленных зон (МПЗ) на базе неиспользуемых производственных площадей и земельных участков.

Внешняя торговля в цифрах – без розовых очков

– Отношения Узбекистана и России в последнее время прошли несколько стадий. Как сейчас они складываются? Какие направления сотрудничества наиболее перспективны?

– В 2017 г. товарооборот России с Узбекистаном составил 3 651 797 772 долларов США, увеличившись на 33,96 % (925 789 233 долларов) по сравнению с 2016 г.

Экспорт России в Узбекистан в 2017 г. составил 2 625 390 625 долларов, увеличившись на 33,61 % (660 423 305 долларов) по сравнению с 2016 г.

Импорт России из Узбекистана в 2017 г. составил 1 026 407 147 долларов, увеличившись на 34,8 7% (265 365 928 долларов) по сравнению с 2016 г.

Главная проблема в российско-узбекской внешней торговле — это недиверсифицированность ее структуры. Грубо говоря, как сложилась много лет назад ситуация «текстиль и фрукты в обмен на лес и черный метал», так она во многом и сохраняется.  Однако от нее надо уходить, и тенденция к переменам заметна уже сейчас.

Судите сами: в структуре экспорта России в Узбекистан в 2017 г. (и в 2016 г.) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

•        металлы и изделия из них – 19,30 % от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 г. – 17,98 %);

•        древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 17,50 % от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 г. – 17,14 %).

В структуре импорта России из Узбекистана в 2017 г. (и в 2016 г.) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

•        текстиль и обувь – 53,17 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 61,03 %);

•        продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 15,22 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 15,01 %);

•        продукция химической промышленности – 13,98 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 8,48 %);

•        машины, оборудование и транспортные средства – 9,93 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 5,63 %);

•        металлы и изделия из них – 4,74 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 4,40 %).

И в тоже время можно сказать, что для успешной индустриализации Узбекистану нужны российские технологии и оборудование. Стране необходимо иметь больший выбор партнеров в реализации программ модернизации, нам надо уйти от монополии китайского оборудования и технологий. Продукция российского машиностроения вполне конкурентоспособна, в том числе и по цене. После 2015 г., когда произошла серьезная девальвация российского рубля, экспорт российского оборудования стал конкурентоспособным по цене с китайским экспортом. Почти двойное падение рубля по отношению к доллару позволило российским экспортерам более или менее на равных конкурировать в ценовом отношении с китайским оборудованием и технологиями. Для предприятий России – и в том числе Новосибирской области – это отличный шанс, поскольку рынок Узбекистана огромен. Наши производители помнят российскую продукцию, знают ее с лучшей стороны и готовы закупать, учиться производить такие товары.

Узбекистан перспективен и с точки зрения развития меридианных транспортных маршрутов для экспорта российской продукции. Сейчас видно расширение возможностей транспортного коридора «Казахстан – Узбекистан – Афганистан», где узбекский участок между Ташкентом и Термезом полностью электрифицирован (февраль 2018 г.); интерес представляет и прикаспийский коридор «РФ – РК – Туркменистан – Иран» (2010 г.). В 2017 г. запущен туркменский участок «Атамырат – Имамназар – Акина»; открыт так называемый «Лазуритовый коридор», соединяющий железной дорогой Афганистан и Туркменистан, что может обеспечить доступ российских товаров к растущим рынкам Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии.

При этом транспортные проекты в Центральной Азии (особенно транскавказская магистраль Европа – Кавказ – Центральная Азия – Китай) – это прямой конкурент для Транссиба, и это надо понимать.

А дальше что?

– Насколько сильные шансы имеет развитие прямых контактов регионов наших стран?

– Новое в отношениях России и Узбекистана – выход на прямые связи между регионами. В период подготовки визита Президента Узбекистана в РФ визиты делегаций во главе с хокимами Самаркандской, Андижанской, Наманганской областей в Санкт-Петербург, Новосибирскую и Челябинские области – это новый формат взаимодействия. Он обеспечивает прямые контакты регионов, поставки без посредников из Узбекистана той же сельскохозяйственной и текстильной продукции. Как представляется, российские регионы также получают возможность активизации работы в рамках соглашений между регионами.

– Неизбежно просится вопрос установления контактов на более тесной основе…

– Узбекистан в ближне- и среднесрочной перспективе не будет участвовать в интеграционных структурах, сформированных на сегодня на постсоветском пространстве. Но Узбекистан – ключевое государство в Центральной Азии. У него есть интерес в налаживании более глубоких связей со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И одновременно странам ЕАЭС интересен самый крупный рынок в Центрально-Азиатском регионе.

В таких условиях представляется целесообразным формулирование новых инициатив в этом направлении, интересных и приемлемых как для ЕАЭС, так и для Узбекистана. В частности, одним из вариантов может быть формирование Зоны свободной торговли «ЕАЭС – Узбекистан». Формирование такой ЗСТ может стать серьезным фундаментом для углубления сотрудничества, постепенной гармонизации законодательно-нормативной базы, стандартов и норм ЕАЭС и Узбекистана.

Экспертное мнение

Кочелаева Лариса, председатель Комитета по ВЭД Саратовского регионального отделения Общероссийской организации «Деловая Россия»
Келимбетов Кайрат, управляющий директор Международного финансового центра «Астана» (Казахстан)
Келимбетов Кайрат, управляющий директор Международного финансового центра «Астана» (Казахстан)