«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Амангельды Бейсембаев: Нам следует задуматься о внедрении дипломов единого евразийского образца

28 Авг 2018

Одним из треков сотрудничества российского и казахстанского приграничья в рамках ЕАЭС является научно-образовательное партнерство вузов двух стран, а также молодежные программы и инициативы, формирующие благоприятное общественное измерения евразийской интеграции.

На прошедшем недавно в Саратове экспертном заседании, посвященном инвестиционному потенциалу, факторам и резервам межрегионального партнерства в ЕАЭС, профессор, проректор по маркетингу Инновационного Евразийского университета (г. Павлодар, Казахстан) Амангельды Бейсембаева акцентировал в своем выступлении необходимость развития системы «двойных» дипломов, а также выработку совместных образовательных траекторий. По мнению казахстанского профессора, это послужило бы формированию культурной «терпимости» и «совместимости» у молодежи двух стран и стало бы базой для совместных инвестиционных проектов как в экономической, так и в социальной сферах.

В интервью IQ-клубу казахстанский профессор разъяснил, какими могут быть конкретные форматы и механизмы сотрудничества между казахстанской и российской высшей школой:

– Амангельды Ракишевич, какие наиболее актуальные задачи сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере в разрезе российско-казахстанского приграничья вы бы отметили?

– Сегодня актуальным становится вопрос создания единого образовательного пространства на территории ЕАЭС, которое должно обеспечиваться выработкой общей стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, формированием общего рынка для перемещения рабочей силы и унифицированных правил приема в учебные заведения.

Отмечу также, что современному вузу для обеспечения конкурентоспособности необходимо формирование стратегического партнерства с отечественными и зарубежными вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и структурами власти, а также развитие инфраструктуры взаимодействия вуза с внешней средой.

– Какое значение в этой связи вы придаете системе двухдипломной подготовки?

– Надеюсь, что в рамках данной системы Инновационному Евразийскому университету удастся наладить сотрудничество с вузами г. Саратова. Отмечу, что система двойных дипломов может реализовываться через сочетание «специализированного» образования с бизнес-образованием, или с педагогическим.

Успешное участие вузов в программе двойных дипломов – это свидетельство всесторонней подготовки в соответствии с мировыми образовательными стандартами, признание в профессиональной среде, высокая степень доверия среди работодателей. К сожалению, практика показывает, что этого сейчас не достаточно. Поэтому, может быть, следует подумать о разработке единых образовательных программ, внедрении дипломов единого евразийского образца, чтобы мы знали, что из себя представляет специалист.

– Как научно-образовательное сотрудничество в рамках ЕАЭС позволит осовременить и актуализировать содержание образования?

– Образовательные программы определяют содержание образования. Сегодня все передовые промышленно развитые страны изучают свои системы образования с точки зрения их соответствия современным требованиям. В этой связи мы должны совершенствовать качество подготовки выпускников в условиях формирующегося рынка труда постоянно пересматривать как содержание образования, так и технологию образовательного процесса.

Совместные образовательные программы призваны повысить конкурентоспособность образования. В совместной образовательной программе партнеры согласовывают все ее основные элементы: учебный план, методику преподавания, систему обеспечения качества, правила и принципы оценки, требования к содержанию, преподавателям и набору студентов, академическую мобильность с периодами обучения которые признаются и «засчитываются» автоматически, осуществление совместного управления программой, признание выдаваемых дипломов и присуждаемых степеней.

К сожалению, в настоящее время мы сталкиваемся с проблемой подтверждать научные степени в странах ЕАЭС.

Отдельно стоит выделить академическую мобильность, которая является важным этапом для личного и профессионального развития, и выступает основным инструментом для построения современного образовательного процесса, где каждый из его участников сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и иной, другой культуры. Инструментами развития академической мобильности являются: система перезачета кредитов, приложение к диплому, двойные дипломы.

Академическую мобильность в вузах ЕАЭС можно осуществлять через реализацию следующих механизмов:

– организация летнего семестра для освоения модулей образовательных программ с приглашением преподавателей и студентов из других вузов ЕАЭС;

– изучение отдельных дисциплин или модулей образовательных программ в вузах ЕАЭС;

– выезд студентов в страны ЕАЭС на практическую подготовку по своим образовательным программам;

– организация стажировок для ППС с целью расширения академического обмена;

– освоение дополнительных образовательных программ и курсов посредством дистанционных технологий.

– Выступая на экспертном заседании, вы отметили, что совместные образовательные траектории позволили бы сформировать культурную «терпимость» друг к другу у молодежи Казахстана и России. Какую роль, на ваш взгляд, играет культурная восприимчивость и открытость в укреплении казахстанско-российского сотрудничества и интеграции?

– Сейчас очень много говорится о поликультурном образовательном пространстве. Поликультурное образовательное пространство можно рассматривать как территориально обозначенное пространство, которое отражает специфические характеристики этнического многообразия и служит универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи, общности и др.) структуры.

Суть поликультурного пространства заключается в удовлетворении образовательных и познавательных потребностей личности в усвоении культурного опыта. К примеру, в Саратовской области проживает около 76 тыс. казахов, которые могли бы получить образование в вузах Республики Казахстан. Поликультурное пространство позволило бы преподавать казахский язык в школах Саратовских области учащимся - этническим казахам с использованием учебно-методических комплексов, разработанных учеными и методистами Казахстана.

Учителя, планирующие работать в таких школах, получили бы возможность обучаться в казахстанских вузах, повышать свою квалификацию и быть сертифицированными специалистами. В рамках познания культуры своей исторической родины школьники и студенты - этнические казахи Саратовщины совместно со своими ровесниками из Казахстана могли бы принять участие в исторических и этнографических исследованиях «Өлкетану» («Краеведение»).

Отмечу, что краеведение сегодня – это не отдельные мероприятия, а проекты, исследования, способствующие реализации основных направлений программы «Рухани жаңғыру» («Духовное возрождение»).

В заключении хотел бы подчеркнуть, что ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Единое евразийское образовательное пространство является ключевым компонентом решения этой задачи.

Жанар Тулиндинова

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Экспертное мнение